Горячая линия Горячая линия
(4752) 48-03-82

Если куплен товар с недостатками!

Не бывает абсолютно надёжных товаров. Даже в товарах известнейших брэндов брак - не редкость. В магазинах, заботящихся о своей репутации, бракованный товар меняют без лишней нервотрёпки и извиняются за причинённые неудобства.

Но, в любом случае, риск приобретения  товара  с недостатками не мал. Причем, еще больше страдает продавец (ведь, приняв товар, он долго будет разбираться с поставщиком и, возможно, с изготовителем). Поэтому постарайтесь отнестись к случившемуся достаточно спокойно. Помните: на вашей стороне Закон РФ «О защите прав потребителей» (Далее - Закон).

Теперь поговорим о правах «при обнаружении в товаре недостатков».

Ст.18 Закона предоставляет вам в этом случае широкий выбор требований:

1. «Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: и т.д

В данном предложении ключевые слова «если не были оговорены продавцом». Это значит, если вы покупаете, к примеру, холодильник с царапиной на боку и знаете, что при установке её не будет видно, то это, тем не менее, недостаток товара, из-за которого он продаётся со скидкой. По причине именно этой царапины вы уже не сможете предъявить претензию продавцу, но по любому иному недостатку - пожалуйста.

 Вариант №1. (более подробно в ст.21 Закона)

Вы можете потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула). Но учтите - на замену продавцу даётся 7 дней, если же потребуется необходимость дополнительной проверки качества (обычно в условиях сервисного центра), то срок увеличивается до 20-ти дней. Ещё один «подводный камень» - отсутствие у продавца такого товара в данный момент. В этом случае вам предстоит подождать целый месяц. Вот только согласитесь ли вы на такой вариант развития событий?

Вариант №2. (более подробно в ст.21 Закона)

Вы можете потребовать замены на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены. При этом перерасчет  производится по текущей стоимости.

Это примерно то же, что и вариант №1. Единственный «плюс» этих двух случаев - если для замены товара нужно более 7-ми дней, то, по вашему требованию, вам в течении 3-х дней должны предоставить во временное пользование товар, «обладающий этими же основными потребительскими свойствами». Вот только что именно относить к таким свойствам, однозначного мнения и у продавцов, и у юристов нет.

 Вариант №3.

Вы можете потребовать соразмерного уменьшения покупной цены. Опять же, что такое «соразмерное уменьшение»? Вы хотите уменьшить цену на 30%, а продавец - только на 0,5%. Вы, естественно, не согласны. Таким образом, продавец не отказывает вам в требовании (чтобы избежать штрафных санкций), просто вы с ним «не сошлись в цене вопроса». Подавать иск в суд по этому поводу? Стоит ли овчинка выделки?

Вариант №4. (более подробно в ст.20 Закона)

Вы можете потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.

Всё это в просторечии называется гарантийным ремонтом. Смысл такой: вы сдаёте товар продавцу, он отправляет его в сервисный центр, проходит какое-то время, вы получаете отремонтированный товар. Срок ремонта не может быть более 45-ти дней. Если продавец будет говорить о том, что дни считаются рабочие, а не календарные, не верьте. Единственное исключение: если 45-й день приходится на выходной или праздничный, то срок переносится на ближайший рабочий день. Данный вариант событий так же предусматривает для вас возможность получить на время ремонта подменный товар.

В этом варианте есть и недостатки. Если сервисный центр расположен в вашем населённом пункте, так сказать, в шаговой доступности, вам проще самому доставить в сервис (но не факт, что вы сможете получить подменный товар). Если таковой возможности нет (сервис далеко либо вообще в другом городе), намного проще действовать через продавца.

Прежде чем требовать аналогичный товар на время ремонта или замены, убедитесь, что он не входит в утвержденный Правительством РФ Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяются ваши требования.

Вариант №5.

Вы можете отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Здесь есть свои тонкости. Если цена товара поднялась, вы можете потребовать сумму, равную этой цене. Если же цена упала, вам должны вернуть ту сумму, которую вы заплатили.

По требованию продавца и за его счёт вы должны будете вернуть товар с недостатками. Не забывайте, что если вес товара менее 5-ти кг, вряд ли продавец согласится выслать за ним машину либо компенсировать затраты на доставку товара вами.

Абзац 8 данной статьи говорит о технически сложных товарах.

Если в таких товарах обнаружился недостаток любого рода в течение первых 15-ти дней со дня покупки, вы праве предъявить любое требование по ст.18 Закона.

Если же прошло более 15-ти дней, ваши требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

а) обнаружение существенного недостатка (что такое существенный недостаток, смотрим в преамбуле Закона:

-«существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки; (в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 №212-ФЗ, от 21.12.2004 №171-ФЗ)»;

б) нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков;

в) невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30-ти дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (т.е. если в вашем телевизоре сначала не было изображения, затем звука и все ремонты заняли более 30-ти дней в течение каждого гарантийного года).

Очень часто продавец отказывает вам в удовлетворении претензии со словами «А у вас нет кассового чека». Здесь он лукавит, если не сказать больше.

По этому поводу п.5 ст.18 Закона гласит: «Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований».

Кроме кассового чека, подтверждением факта покупки может быть товарный чек либо гарантийный талон с печатью продавца. На крайний случай, это могут быть показания людей, с которыми вы покупали товар (они могут выступить свидетелями в суде). Гораздо хуже, если у вас не сохранилось никаких документов и нет свидетелей. В этом случае вы сами должны будете доказывать факт покупки именно этого товара именно у этого продавца.

Продавец обязан принять у вас товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. Вы вправе участвовать в проверке качества товара. Что такое проверка качества? Грубо говоря, это возможность для продавца убедиться в наличии недостатка. Лучше, если после проверки качества будет составлен Акт в произвольной форме, в котором указывается, кто и как проверял товар.

Далее. Проверка проведена, недостаток есть. Возможно, возникнет спор о том, кто виновен в недостатке. Читаем ст.18 Закона дальше:

«В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке».

Экспертом может быть любое лицо, лишь бы его письменные доводы были убедительны для суда, если такой состоится. Обязательного лицензирования экспертной деятельности законом не предусмотрено.

Здесь есть очередной «подводный камень». Если экспертиза, проведённая продавцом, покажет вашу вину в недостатке товара (неправильная эксплуатация и т.п.), вы будете обязаны выплатить ему «расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара». Поэтому, прежде чем соглашаться на проведение экспертизы продавцом, вы должны быть уверены на 200%, что недостаток товара возник не по вашей вине.

Абзац первый п.6 ст.18 Закона делает некоторые послабления продавцу. Если на товар не установлен гарантийный срок, то доказывать, что товар имел недостаток изначально, должны вы. Второй абзац значительно веселее: если гарантийный срок установлен, бремя доказательства того, что товар был без недостатка, лежит на продавце. Т.е. продавец должен будет доказать вашу вину в возникновении недостатка.

И, наконец, п.7 ст.18. По нему забирать у вас товар весом свыше 5-ти кг для ремонта, уценки, замены и (или) возвращать его вам продавец должен за свой счёт.

Как пишется претензия:

1. Кому (наименование юридического лица,  Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)

2. От кого: Ф.И.О. потребителя; адрес, телефон.

3.Описание проблемы;

4.Ссылки на законодательные нормы, регулирующие вашу ситуацию;

5.Ваше требование (но только одно!)

6.Дата, подпись.

Претензия пишется в двух экземплярах, один из них вручается продавцу. На вашем экземпляре он ставит дату получения претензии, свою подпись и её расшифровку. От этой даты начинает идти срок удовлетворения вашей претензии, за просрочку которого к продавцу могут быть применены штрафные санкции. Если продавец отказывается получать претензию, вы можете отправить её заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес продавца. Если есть возможность, отправьте и по фактическому адресу деятельности. Неустойка за просрочку вашего требования (1% от цены товара за каждый день) будет начисляться через определённое количество дней (в зависимости от того, с каким требованием вы выступили) с момента вручения претензии либо, по сообщению почты, невозможности оной.

Сроки, в течение которых, продавец должен удовлетворить

требование потребителя.

Устранение недостатка продавцом - по соглашению сторон не свыше 45 дней (п.1 ст.20 Закона).

Возмещение расходов на устранение недостатков, оразмерное уменьшение покупной цены, возмещение убытков, причинённых отказом от исполнения договора купли-продажи, возврат денег за товар ненадлежащего качества - 10 дней (ст.22 Закона).

Замена товара - 7 дней (при необходимости дополнительной проверки качества - 20 дней) (п.1 ст.21 Закона).

Безвозмездное предоставление на период ремонта подменного товара - 3 дня (п.2 ст.20 Закона).

Вывод: не стесняйтесь требовать у продавца выполнения его обязанностей. Но старайтесь не выдвигать заведомо незаконные требования, потому что Закон «О защите прав потребителей» защищает и продавца тоже. Не стоит быть «потребэкстремистом».


ОБРАЗЕЦ:

                                                           Кому _______________________

наименование юридического лица,  Ф.И.О. индивидуального предпринимателя


                                                                                   От кого ______________________

Ф  .И.О.  потребителя, адрес, телефон

                                                                                              

ПРЕТЕНЗИЯ

о замене товара ненадлежащего качества

       «__» _________  200__ г.  я приобрел (а) наименование товара  с указанием марки (модели, артикула) по цене ______ рублей. Факт покупки подтверждается  кассовым чеком, товарным чеком и т.п.

       Гарантийный срок  (срок годности) на наименование товара (не) установлен до «__» __________ 20__ г.

       Однако спустя _________(указать срок) со дня покупки, в товаре обнаружились следующие недостатки: _____________,  наличие которых свидетельствует о продаже мне товара ненадлежащего качества.

     На основании ст.18 п.1 закона «О защите прав потребителей» требую заменить_на аналогичный товар  или заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.


         Приложения:

1. Копия кассового чека, товарного чека и т.п. (иной документ, подтверждающий  заключение договора купли-продажи и оплату товара)                          


                                                                         Подпись, дата.               



                                        Дата принятия заявления: «___» __________ 20____ г.

                                        Подпись продавца (должность)     ___________            








Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word