Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области

Сведения из ДОКЛАДА об осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области в 2013 году

Работа Управления в 2013 году была направлена на совершенствование организации деятельности, государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере защиты прав потребителей в рамках реализации основных направлений деятельности и задач, определенных приказом Роспотребнадзора №1067 от 6.11.2012г.

В 2013 году деятельность Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» продолжала осуществляться в условиях изменения действующего законодательства, совершенствования методики осуществления государственного контроля и надзора в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, оптимизации сети и структуры, реализации Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и постановлений Правительства Российской Федерации, принятых в его развитие.

В целях реализации Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области проведен комплекс мероприятий, позволивших оптимизировать организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в части подготовки и согласования с органами прокуратуры годовых планов проведения мероприятий по контролю (надзору), проведения плановых проверок в соответствии с указанным планом, согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры, изменения кратности проведения проверок и временном ограничении пребывания на объектах, привлечения аккредитованных в установленном порядке экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю (надзору), информирования органов государственной власти, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и населения об осуществлении государственного контроля (надзора) и об эффективности такого контроля (надзора).

 Организация государственного контроля (надзора)

 На территории Тамбовской области государственный контроль (надзор) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей осуществляет Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области.

По состоянию на 31 декабря 2013 года территориальный орган Роспотребнадзора представлен в области Управлением и его пятью территориальными отделами.

В составе Управлении 6 отделов: отдел санитарного надзора, отдел эпидемиологического надзора, отдел защиты прав потребителей, отдел организации надзора, отдел государственной регистрации и лицензирования, отдел бухгалтерского учета, отчетности и контроля.

Основную функцию по государственному контролю (надзору) в установленной сфере деятельности осуществляют 5 отделов в Управлении и 5 территориальных отделов.

Пять отделов Управления осуществляют функции по контролю (надзору) на территории Тамбовского района и городов: Тамбов, Котовск, а также организуют работу по данному направлению деятельности в целом по области.

Пять территориальных отделов: территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в г.Мичуринске, Мичуринском, Петровском, Первомайском, Староюрьевском, Никифоровском районах, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в г.Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском, Инжавинском районах, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в г.Моршанске, Моршанском, Пичаевском, Сосновском районах, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в г.Рассказово, г.Кирсанове, Рассказовском, Кирсановском, Бондарском, Гавриловском, Уметском районах, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в г.Жердевке, Сампурском, Жердевском, Токаревском, Мордовском, Знаменском районах осуществляют функции по контролю (надзору) на 28 административных территориях области.

В целях выполнения положений ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Управление взаимодействует с иными органами государственного контроля (надзора).

К ним относятся следующие Управления: Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Тамбовской области, Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям, Управление Росздравнадзора по Тамбовской области, УФМС России по Тамбовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу, Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области, Управление государственного автодорожного надзора по Тамбовской области Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта, УГИБДД по Тамбовской области, Управление Росреестра по Тамбовской области, Управление образования и науки Тамбовской области, Управление Ветеринарии Тамбовской области, Управление здравоохранения Тамбовской области, Управление по охране окружающей среды и природопользованию области, Управление труда и занятости населения Тамбовской области, Государственная инспекция труда в Тамбовской области, Центральное межрегиональное территориальное управление Росстандарта, Управление по государственному надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Тамбовской области, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Управление культуры и архивного дела Тамбовской области, Управление Росприроднадзора по Тамбовской области,

Управление по регулированию тарифов Тамбовской области, Управление по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области, Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области, Московско-Окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, а также администрации городов и районов области.

Взаимодействие осуществляется на этапах планирования, осуществления проверок, обмена информацией о выявленных нарушениях и принятых мерах по их устранению.

С целью снижения административных барьеров для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области (далее - Управление) в 2013 году осуществляло взаимодействие при проведении контрольно-надзорных мероприятий с другими органами государственного контроля, совместно проведено 343 плановых проверки (2012 г. - 463).

В 2013 году Управлением заключены соглашения о взаимодействии с Тамбовским региональным отделением общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (07.05.2013 г.); Юго-Восточным Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области», Тамбовским филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» и Мичуринским филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» при возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера среди организованных групп в период поездок (на отдых, оздоровление, соревнования, фестивали, слеты, экскурсии и другое), в период пребывания на территории другого субъекта Российской Федерации или возвращающихся из-за границы Российской Федерации.

Обеспечение государственного контроля (надзора) осуществлялось Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области»), действующего на основании Устава, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31.03.2011 г. №331, и Свидетельства об аккредитации (Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; обеспечение защиты прав потребителей и потребительского рынка) от 26.02.2010 г. №44-АК.

Структура ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» представлена головным Учреждением в г.Тамбове и 5 филиалами на территориях области. Количество филиалов соответствует количеству территориальных отделов Управления.

В 2013 году специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» привлекались для обеспечения осуществления 1415 или 50,6% мероприятий по контролю (надзору), при которых проводились санитарно-эпидемиологические исследования, испытания и иные виды оценок (2012 г. - 52,9%).

Уменьшение общего количества проверок, проведенных Управлением в 2013 году, по сравнению с 2012 годом на 9,5% послужило причиной снижения на 13,4% количества проверок (на 219), для обеспечения проведения которых привлекалось ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области». В том числе в динамике по полугодиям: снижение количества проверок в 1 полугодии 2013 года до 802 с 964 (1 полугодие 2012 года); снижение количества проверок во 2 полугодии 2013 года до 613 с 670 (2 полугодие 2012 года).

Кадровое обеспечение государственного контроля (надзора)

В 2013 г. продолжена кадровая работа по совершенствованию подготовки и закреплению специалистов, исключению коррупционных рисков.

В 2013 г. завершен третий этап мероприятий по оптимизации численности гражданских служащих в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2010 № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов», в результате которого количество специалистов по штату сократилось до 120 человек. Всего сокращено 14 должностей госслужащих, уволено в связи с сокращением должностей гражданской службы 4 специалиста старшей группы должностей, 4 обеспечивающих специалиста. В результате реализации мер по оптимизации штатной структуры достигнуто снижение удельного веса обеспечивающих специалистов до 13%. Фактически укомплектовано на конец 2013 года 111 должностей, из них 82 специалиста с правом выполнения функций по контролю (надзору).

На конец 2013 года кадровый потенциал Управления представлен 98-ю госслужащими с высшим образованием (из них: 52 - врачи, 46 - специалисты с другим высшим образованием) и 13-ю специалистами со средним профессиональным образованием.

Ежегодно проводится профессиональная подготовка кадров государственных гражданских служащих. В 2013 году из количества госслужащих на конец года повышение квалификации прошли 56 человек, в том числе на базе Тамбовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», на базе РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

В целях реализации Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов» и на основании Методических рекомендаций, одобренных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 13.04.2011 г. № 24) в 2013 году проведено 4 заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

В 2013 году сотрудник Управления прошел курсы повышения квалификации в «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по теме: «Функции подразделений федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений» в объеме 36 часов.

            Проведение государственного контроля (надзора)

 В соответствии с требованиями Федерального закона №294-ФЗ (с изм.) и постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. №489 Управлением своевременно подготовлен и согласован с прокуратурой план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год. При его формировании было проведено согласование с 71 другими органами государственного надзора и контроля по срокам и продолжительности планируемых проверок, учитывалась эпидемиологическая и гигиеническая значимость объектов, направления деятельности.

С этой целью, в соответствии с утвержденным планом мероприятий на 2013 год, было обеспечено взаимодействие с органами прокуратуры, со службой судебных приставов, другими контрольно-надзорными органами, изучение и внедрение в практику изменений в законодательство, проводился оперативный мониторинг проведения проверок и их результативности, внедрены в практику работы установленные типовые формы, обеспечен прием и учет уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, а также информирование органов государственной власти, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и населения об осуществлении государственного контроля (надзора) и его эффективности, подготовлен план проведения контрольных мероприятий на 2014 год с учетом требований Федерального закона №294-ФЗ.

В целях оптимизации деятельности Управления по вопросам реализации Федерального закона №294-ФЗ в течение 2013 года проведено 6 заседаний коллегии, подготовлено 150 приказов по организации деятельности, подготовлено 3 инструктивных письма по подготовке проекта плана проведения плановых проверок на 2014 год, внедрен еженедельный мониторинг применения статей КоАП с разбором на совещаниях с руководством, мониторинг и оценка показателей эффективности в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Роспотребнадзора от 10 июня 2013 г. № 395, подготовлен ежегодный Доклад об осуществлении государственного контроля с аналитической оценкой эффективности и результативности надзорных мероприятий по итогам 2012 года, подготовлен приказ, организующий подготовку аналогичного Доклада за 2013 год.

В практику Управления внедрены регулярные занятия со специалистами по повышению их правовой грамотности.

В целях обеспечения контроля за выполнением Сводного годового плана проведения плановых проверок, оценки эффективности проводимых Роспотребнадзором мероприятий по контролю (надзору) внедрен и используется в работе программно-аналитический комплекс (ПАК) учета результатов деятельности Роспотребнадзора по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей. Указанный комплекс позволяет в режиме реального времени проводить оперативный анализ эффективности проведенных проверок по области.

В деятельность Управления внедрен ежемесячный мониторинг проведенных проверок и их результативности, ведется электронная база данных по административному делопроизводству, обеспечен контроль за сроками исполнения необходимых процессуальных действий, предписаний по устранению ранее выявленных правонарушений, сроками исполнения предписаний (поручений) для ФБУЗ в рамках государственного задания, информация о проведенных проверках и их результатах еженедельно размещается на официальном сайте Управления.

В течение 2013 года специалистами Управления было проведено 2795 проверок (2012 г. - 3089), из которых 1208 (2012 г. -1621) плановых (43,2%) и 1587 (2012 г. -1468) внеплановых (56,8%). Доля плановых проверок в общем количестве проверок, проведенных в рамках Федерального закона №294-ФЗ, снизилась с 52,5% в 2012 году до 43,2%. Уменьшение доли плановых проверок произошло в связи с увеличением в 2,7 раза (с 136 до 366) количества внеплановых проверок, проведенных на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также за счет увеличения в 5,5 раз количества внеплановых проверок, проведенных по требованию органов прокуратуры (с 19 до 105).

Общее количество проверок по области уменьшилось на 9,5%.

Форма проведения проверок была преимущественно выездной 92,0% (2012г.- 94,2%), доля документарных проверок увеличилась с 5,8% (2012 г.) до 8,0% (2013 г.).

В течение 2013 года изменилась и структура внеплановых проверок, в сравнении с аналогичной структурой внеплановых проверок по итогам 2012 года. В структуре внеплановых  проверок на 1 месте остались проверки по контролю за исполнением предписаний по устранению ранее выявленных нарушений (2013 г. - 31,6%, 2012 г. - 42%); на 2 месте - проверки о нарушении прав потребителей (2013 г. - 26,3%, 2012 г. - 28,4%). 3 место заняли проверки на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (2013 г. - 23,1%, 2012 г. - 9,3%), которые в 2012 году были на 4 месте. Зарегистрировано уменьшение количества внеплановых проверок по сравнению с 2012 годом, проведенных по следующим основаниям: отсутствовали проверки информации о причинении вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (2012 г. - 1); доля проверок информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера снизились с 5,2% (77 проверок) до 4,4% (70 проверок); доля проверок по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, уменьшилась с 13,8% (202 проверки) до 11,0% (175 проверок).

За истекший период не регистрировались проверки, результаты которых отменены по решению суда, по предписанию органов прокуратуры, по решению руководителя органа государственного контроля (надзора), а также проверок, проведенных с нарушениями требований законодательства о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам территориальных органов Роспотребнадзора применены меры дисциплинарного наказания.

Анализ выполнения плановых мероприятий по контролю (надзору) показал, что по итогам 2013 года удельный вес выполненных плановых проверок составил 97,4% (2012 г. - 98,6%). Выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок находилось на постоянном контроле Управления. Все выполненные плановые проверки проведены в установленные планом сроки. На каждую плановую проверку, провести которую не представлялось возможным, либо требовалось прекращение проверки, готовилась служебная записка на имя руководителя с указанием причины, не позволяющей провести запланированное мероприятие. 134 плановых проверки были официально сняты с плана соответствующими приказами в связи с прекращением деятельности субъектов, подтвержденным сведениями из ФНС. Причиной невыполнения 32 плановых проверок стало  прекращение деятельности на момент проверки без снятия с учета ФНС, а также отсутствие ЮЛ (ИП) по ранее указанному адресу.

Проведение государственного контроля (надзора) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей

В 2013 году сотрудниками Управления и его территориальных отделов было проведено 2620 проверок в рамках Федерального закона №294-ФЗ, что на 9,2% меньше уровня 2012 года. Из них плановых 1208 или 46,1% и внеплановых 1412 проверок или 53,9%.

В структуре проверок на «комплексные» проверки, т.е. в ходе которых проверялось соблюдение санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей (далее - группа проверок 1), пришлось 775 проверок или 29,6% (2012 г. - 34,2%), из них плановых - 617 или 79,6% (2012 г. - 75,0%), внеплановых - 158 или 20,4% (2012 г. - 25,0%). Доля проверок за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - группа проверок 2) составила 1256 или 47,9% (2012 г. - 43,9%), из них плановых - 479 или 38,1% (2012 г. - 55,8%), внеплановых - 777 или 61,9% (2012 г. - 44,2%). Доля проверок за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - группа проверок 3), составила 589 или 22,5%, из них плановых - 112 или 19%.

Кроме этого, в течение 2013 года проведено 739 проверок за соблюдением соответствия требованиям технических регламентов (2012 г. - 591 проверка), из них плановых - 567 проверок или 76,7% (2012 г. - 89,2), внеплановых - 172 или 23,3% (2012г. - 10,8).

Структура внеплановых проверок по анализируемым группам различна.

Так, в структуре всех внеплановых проверок, проведенных в рамках Федерального закона №294-ФЗ, доля проверок предписаний составила 35,5% (2012 г. - 48,7%), соответственно по 1 группе проверок - 46,2% (2012 г. - 74,0%), по 2 группе - 48,9% (2012 г. - 64,3%), по 3 группе - 10,1% (2012 г. - 15,9%).

Из общего количества проверок, осуществляемых органами прокуратуры с привлечением специалистов Роспотребнадзора (118 проверок), 59,3% приходится на проверки соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (соответственно по 1 группе проверок - 7,6%, по 3 группе - 33,0%).

Лабораторные и инструментальные методы исследования применялись при 53,3% проверок, в том числе при проверках 1 группы - при 73,5%, 2 группы - при 57,9%, 3 группы - при 17,0%.

Проверки соблюдения требований технических регламентов лабораторно-инструментальными исследованиями сопровождались в 47,1% случаев.

По результатам 96,8% проверок с нарушениями выданы предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

По плановым проверкам 1 группы данный показатель составил 97,5%, 2 группы - 95,0%, 3 группы - 100%. Кроме этого, предписания оформлялись по результатам проверок с нарушениями исполнения технических регламентов - в 100% случаев.

Проведение государственного контроля (надзора) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения специалистами Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в отчетном году в порядке надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведена 2031 проверка (плановые и внеплановые) (в 2012 году -2255 проверок).

Общая доля проверок (плановых и внеплановых), проведенных в рамках осуществляемого федерального государственного надзора за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в общей структуре всех проверок, проведенных в рамках Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, составила в 2013 году 77,5% (в 2012 году - 78,1%).

Доля плановых проверок в структуре проведенных проверок за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения составила 54% (в 2012 году - 64,2%), внеплановых проверок - 46% (в 2012 году - 35,8%).

В структуре внеплановых проверок за 2013 год в 48,4% случаев (453 проверки) проведение таких проверок было связано с контролем исполнения предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки; 36,7% внеплановых проверок (343 проверки) были проведены на основании приказов (распоряжений) руководителя Управления, изданных в соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации; 7,5% внеплановых проверок (70 проверок) были связаны с поступавшей в Управление информацией о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в 2012 году - 9,5% или 77 проверок); в 7,4% (69 проверок) внеплановые проверки проводились по требованию органов прокуратуры (в 2012 году - 2,3% или 19 проверок).

В ходе проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверок за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения было обследовано 3395 объектов, что составляет 16,1% от общего количества объектов, состоящих на контроле Управления (в 2012 году было обследовано 3617 объектов или 18,2% от состоящих на учете объектов).

В рамках выездных проверок всего было проведено 3702 обследования объектов (в 2012 году - 4117 обследований), в том числе плановых - 2374 или 64% от всех проведенных обследований; (в 2012 году - 74,2%), внеплановых - 1328 обследований или 36% (в 2012 году - 25,8%).

Уменьшение доли плановых проверок, равно как и количества обследований объектов, проведенных в рамках плановых проверок, в общей структуре всех проведенных проверок (обследований) связано с увеличением в отчетном 2013 году по сравнению с предшествующим 2012 годом количества внеплановых проверок, и, прежде всего, проверок, проведенных в соответствии с указаниями Федеральной службы Роспотребнадзора в рамках исполнения поручений Президента и Правительства Российской Федерации. Наибольшее количество таких внеплановых проверок было проведено на объектах по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами, что, в конечном счете, сказалось на общей структуре обследований этих объектов, где доля обследований в рамках внеплановых проверок составила в 2013 году 60% (в 2012 году - 31,7%).

В отчетном году по сравнению с 2012 годом незначительно уменьшилась доля обследований объектов с применением лабораторных и инструментальных методов исследования: с 71,4% до 69%.

Как показывает проведенный анализ деятельности Управления по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, снижение доли проверок, равно как и обследований, при которых применялись лабораторные и инструментальные методы исследований, в отчетном 2013 году в основном обусловлено уменьшением количества таких проверок (обследований), проведенных в плановом порядке (в 2013 году - 91,6%; в 2012 году - 93,9% проверок), несмотря на то, что доля проверок с применением объективных методов исследований (измерений) при проведении внеплановых мероприятий по контролю по сравнению с предшествующим периодом 2012 года выросла в 2,3 раза (в 2013 году - 31,3%; в 2012 году - 13,6%).

Объективные методы исследования при проведении мероприятий по контролю наиболее часто использовались при обследовании объектов детских и подростковых учреждений - в 80,2% обследований (2012г. - 88,6%); по объектам здравоохранения, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг - в 67,1% (2012 г. - 59,4%); на объектах по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли - 55,0% (2012 г. - 61,2%); промышленных предприятий - 66,5% (2012 г. - 65,2%).

В 2013 году в целях согласования выездных внеплановых проверок в органы прокуратуры было направлено 24 заявления, из которых 23 были согласованы - 95,8% (в 2012 г. - 82,3%), в согласовании 1 заявления было отказано. Причиной отказа в согласовании явилось несоблюдение требований к оформлению документов.

По сравнению с 2012 годом удельный вес несогласованных с органами прокуратуры заявлений на проведение выездных внеплановых проверок по угрозе и причинению вреда жизни и здоровью граждан уменьшился с 17,65% (3 решения об отказе) до 4,17% (1 решение об отказе). В Управлении организован контроль за качеством подготовки заявлений в органы прокуратуры для согласования внеплановых выездных проверок. Каждый случай отказа разбирается на совещаниях со специалистами, участвующими в данной работе.

Проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства в сфере защиты прав потребителей

В 2013 году специалистами Управления и территориальных отделов проведено 1364 проверки за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (2012 г. - 1618), из которых плановых 729 проверок или 53,4 % (2012 г. -56,4%) и внеплановых - 635 или 46,6% (2012г. - 43,6%).

В структуре охваченных проверками видов деятельности наибольшую долю составляют проверки законодательства в сфере защиты прав потребителей на объектах розничной торговли - 64,6% (51% плановых проверок и 49% внеплановых проверок), из которой розничная торговля продовольственными товарами составляет около 50%.

Кроме того, контроль соблюдения законодательства по защите прав потребителей осуществлялся в сфере общественного питания (9% проверок), бытового обслуживания населения (6,5%), технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств (0,9%), гостиничных услуг (0,3%), туристских услуг (0,7%), услуг автостоянок (0,2%), транспортных услуг (0,3%), услуг связи (1,25%), в сфере деятельности на финансовом рынке - банковская деятельность (0,7%), в сфере жилищно-коммунальных услуг (2,4%), образовательных услуг (3,8%), медицинских услуг (3,5%), прочих видов деятельности (5,5%).

В 2013 году случаи причинения юридическим лицом, в отношении которого осуществлялись контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан не регистрировались.

Действия Управления по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

С момента вступления в силу Федерального закона №294-ФЗ Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области постоянно взаимодействует с органами прокуратуры области и территорий. В деятельность Управления внедрен ежемесячный мониторинг плановых и внеплановых проверок.

Результаты проведенных в течение 2013 года специалистами Управления проверок показали, что 79,4% (1811 из 2280) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  (2012 г. -87,9%), в отношении которых проводились проверки, осуществляют свою деятельность с нарушениями действующего санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей.

Правонарушения были выявлены по итогам 82,7% проверок (1960 проверок) (2012 г. - 82,9%), в том числе по 97,3% плановых проверок (2012 г. - 93,5%), по 49,5% внеплановых проверок (2012 г. -41,2%).

Всего по результатам проверок специалистами Управления было выявлено 6291 правонарушение (2012 г.- 5636), из них по результатам плановых проверок - 4820 (76,6% от общего количества выявленных правонарушений), по результатам внеплановых проверок - 1471 (23,4%).

Структура выявленных правонарушений: 98,7% - нарушения обязательных требований законодательства, 1,2% - невыполнение предписаний, 6 нарушений были связаны с несоответствием сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

В течение 2013 года не было выявлено нарушений по результатам 17,3% проверок (2012 г. - 17,1%). В том числе в ходе плановых проверок нарушения не выявлены в 2,7% случаев (2012 г. - 6,5%), в ходе внеплановых проверок (без учета внеплановых проверок, проведенных в рамках контроля исполнения предписаний, при которых предписания выполнены) - в 32,4% (2012 г. - 35,4%). При этом необходимо отметить, что без учета «прокурорских» проверок (118) доля внеплановых проверок без нарушений сокращается до 24,7%.

Количество правонарушений на 1 проверку (плановые и внеплановые), составило в целом по Управлению - 2,3 (2012 г. - 1,8), в том числе по плановым проверкам -4,0 (2012 г. - 2,9), по внеплановым проверкам - 0,9 (2012г. - 0,6).

Тот же показатель в расчете на 1 проверку, по итогам проведения которых были выявлены нарушения, составил 3,2 ед. (2012 г. - 2,65 ед.), в том числе на 1 плановую проверку с нарушениями - 4,1 ед. (2012 г. - 3,1 ед.), на 1 внеплановую проверку с нарушениями - 1,9 ед. (2012 г. - 1,5 ед.).

По итогам 99,1% проверок (2012 г. - 99,2%) по фактам выявленных нарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях, в том числе по итогам 99,2% плановых проверок (2012 г. - 99,1%).

Из числа проверок, проведенных в рамках Федерального закона №294-ФЗ, нарушения санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей выявлены в 72,6% (1902 проверки), из них по плановым проверкам - в 97,3%, по внеплановым проверкам - в 45,8% (таблица №1 ф.1-12).

По результатам 96,8% (2012 г. - 91,0%) плановых проверок с нарушениями были выданы предписания, в том числе по 1 группе проверок этот показатель составил 97,50% (2012 г. - 93,0%), по 2 группе - 95,0% (2012 г. - 88,1%), по 3 группе - 100% (2012 г. - 94,2%).

Удельный вес внеплановых проверок с нарушениями в рамках Федерального закона №294-ФЗ, по которым были выданы предписания об их устранении, составил в среднем 82,4% (2012 г. - 27,7%), в том числе по 1 группе проверок - 91,1% (2012 г. - 30,8%), по 2 группе - 85,1% (2012 г. - 28,9%), по 3 группе - 100% (2012 г. - 24,4%).

Предписания не выдавались в случаях, когда выявленные нарушения устранялись в ходе проверки.

Доля проверок с нарушениями, по которым были приняты меры, по 1 группе проверок («комплексных») составила 100% (2012 г. - 99,2%), по 2 группе проверок (СЭБ)- 97,9% (2012 г. - 100%), по 3 группе проверок (ЗПП)- 100% (2012 г. - 100%).

В течение 2013 года по протоколам, составленным должностными лицами Управления по результатам проверок, было назначено 3678 административных наказаний, из них: 2724 - по результатам плановых проверок (74,1%), 954 - по результатам внеплановых проверок (25,9%).

В среднем на 1 плановую проверку было назначено 2,3 ед. административных наказаний, на 1 внеплановую проверку - 0,6 ед. В расчете на проверки с нарушениями аналогичный показатель составил по плановым проверкам - 2,3 ед., по внеплановым - 1,2 ед.

В структуре административных наказаний по результатам проверок в 2013 году доля, приходящаяся на административные штрафы, от общего количества административных наказаний, составила 98% (3605 штрафа) (2012 г. - 97,0%).

Сумма штрафов по результатам проверок составила 7851 тыс.рублей (2012 г. - 8 463 тыс.рублей).

Улучшена уплата (взыскание) административных штрафов с 83,5% до 92,3%.

В 1 полугодии 2013 года по сравнению с 1 полугодием 2012 года снижены: количество штрафов (с 2378 до 1705), количество предупреждений (с 47 до 15); увеличены: сумма штрафов (с 3511 тыс. рублей до 3801 тыс. рублей, на 1 ед. количество приостановленных объектов (с 12 до 13), применена в 1 случае такая мера как дисквалификация.

Проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел, в 1 полугодиях 2012 и 2013 годов, не было.

Во 2 полугодии 2013 года по сравнению со 2 полугодием 2012 года снижены: количество штрафов (2116 до 1900), сумма штрафов (с 4952 до 4050 тыс. рублей), количество приостановленных объектов (с 24 до 12), количество предупреждений (с 22 до 12)  (таблица №10.1. приложения).

Сумма назначенных административных наказаний в виде штрафов в расчете на 1 должностное лицо, выполняющее функции по контролю (надзору), в 2013 году увеличилась и составила 90,2 тыс.рублей (2012 г. - 87,2тыс.рублей).

Количество административных штрафов, назначенных в отношении юридических лиц, увеличилось с 257 в 2012 году до 263 в 2013 году. Сумма назначенных в отношении юридических лиц штрафов составила 2790 тыс. руб. (2012г. - 3175 тыс. рублей).

В 2013 году по результатам проверок было направлено в суды 29 материалов в целях назначения административного приостановления деятельности. На основании материалов Управления судами принято 25 решений о приостановлении деятельности - в 86,2% (2012г. - 100%). Из них 8 решений принято по результатам плановых проверок, 17 - внеплановых.

В 2013 году такой вид административного наказания как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения применялся в 20 случаях (2012 г. - 33), который был применен в 15 случаях при проведении плановых проверок и в 5 случаях при проведении внеплановых проверок.

В 2013 году практика передачи материалов проверок с выявленными фактами нарушений в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел не применялась.

Действия Управления по пресечению нарушений обязательных требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и (или) устранению последствий таких нарушений

Нарушения действующих санитарно-эпидемиологических требований были выявлены по результатам 2144 обследований, проведенных на объектах контроля в ходе проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Всего было выявлено 4542 нарушения (в 2012 году -3631 нарушений), которые были установлены более чем по 20-ти статьям Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В среднем нарушения были выявлены в 57,9% всех проведенных обследований объектов (в 2012 г. -52,6%).

Наибольшее количество нарушений было выявлено при обследовании детских и подростковых учреждений - 2367 нарушений, что составило 52% (2012 г. - 44,7%) от общего количества нарушений, выявленных при обследовании всех объектов контроля; при проверках деятельности в области здравоохранения, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг выявлено - 1078 нарушений или 23,7% (2012 г. - 23,6%); при проверках деятельности по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами выявлено - 659 нарушений или 14,5% (2012 г. - 22,1%); при проверках деятельности  промышленных предприятий выявлено - 424 нарушения или 9,3% (2012 г. -8,9%).

Среднее число нарушений, выявленных на одном обследованном объекте, составило 1,3 (в 2012 г. - 1,0).

По фактам выявленных в ходе проверок нарушений санитарного законодательства было составлено 2458 протоколов об административных правонарушениях (2012 г. - 3094).

По результатам административных расследований составлено 103 протокола или 4,2% от общего количество составленных протоколов об административных правонарушениях (2012 г. - 130 протоколов или 4,2%).

В целях пресечения выявленных нарушений обязательных требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и (или) устранения последствий таких нарушений Управлением в отчетном 2013 году было вынесено 2683 постановления о назначении административного наказания (2012 г. - 3415 постановлений), 1338  предписаний об устранении нарушений санитарного законодательства (2012 г. -1373), 640 представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (2012 году - 811 представлений), 313 дел о привлечении к административной ответственности направлено в суды (в 2012 году -378 дел), подано 5 исков в суды о нарушениях санитарного законодательства (в 2012 году - 9 исков).

Наиболее распространенной мерой пресечения нарушений санитарного законодательства, примененной Управлением в 2013 году, как и в предшествующие годы, является вынесение постановлений о назначении административных наказаний (2683), при этом на долю вынесенных постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа приходится 97,7% (2622 постановления) (2012 г. - 3340 или 97,8%).

Общая сумма наложенных штрафов в 2013 году составила 5438,0 тысяч рублей (2012 г. - 5660,0 тыс.руб.).

Средняя сумма штрафов по результатам проверок составила 2,1 тысяча рублей (в 2012 году - 1,7 тыс. рублей).

Самым высоким показатель «средняя сумма штрафа» является в группе «промышленные объекты» - 3,4 тыс.рублей, а самым низким в группе «транспортные средства» - 1,0 тыс.рублей.

Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов в отчетный период года составила 6263,1 тысяч рублей; (2012 г. - 4928,5 тыс.руб.).

В 2013 году Управлением было вынесено 10 постановлений о госпитализации, изоляции больных и подозрительных на инфекционное заболевание лиц (в 2012 году - 39); 14 постановлений о проведении обязательного медосмотра, госпитализации, изоляции граждан, находящихся в контакте с инфекционными больными (в 2012 году - 42); 7 постановлений о введении (отмене) ограничительных мероприятий (в 2012 году - 10); 7 постановлений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в 2012 году - 4); 119 лиц временно отстранено от работы по постановлению должностных лиц (в 2012 году - 78 чел.).

Действия Управления по пресечению нарушений обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей и (или) устранению последствий таких нарушений

В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий за 2013 год было выявлено 2224 нарушения законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Результативность проверок составила 1,6 нарушений, выявляемых за одну проверку.

По фактам нарушений, выявленных при проведении проверок, возбуждено 1639 дел об административных правонарушениях.

Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области в 2012 году проводилась методическая работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, направленная на предотвращение нарушений с их стороны. За отчетный период принято участие в 12 совещаниях: общественной палаты Тамбовской области, общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства при администрации Тамбовской области, общественного комитета содействия развитию города, ассоциации аптечных организаций, ассоциации промышленников и предпринимателей, межведомственного совета по защите прав потребителей, органов защиты прав потребителей муниципальных образований.

На проведенных совещаниях были рассмотрены следующие вопросы: об обеспечении жителей Тамбовской области чистой питьевой водой, о практике работы по обеспечению оборота твердых бытовых отходов и санитарного состояния контейнерных площадок, о выполнении требований санитарного законодательства в аптечных организациях, о подготовке детских оздоровительных лагерей к сезону 2013 года, о состоянии торгового обслуживания продовольственными товарами в нестационарных торговых объектах, об организации и проведению ярмарок-распродаж потребительских товаров местных товаропроизводителей (таблица №10.2. приложения).

Юридическими лицами и индивидуальными иски в суд по оспариванию оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю в 2013 году не подавались.

Результаты контрольно-надзорной деятельности специалистов Управления и территориальных отделов на приоритетных направлениях деятельности в области защиты прав потребителей в 2013 году

По контролю финансовых услуг проведено 7 плановых и 2 внеплановых проверки, выявлено 18 нарушений законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. По фактам нарушений, выявленных при проведении проверок, возбуждено 15 дел об административных правонарушениях.

В сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства проведено 33 проверки (19 плановых, 14 внеплановых), выявлено 34 нарушения законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. По фактам нарушений, выявленных при проведении проверок, возбуждено 36 дел об административных правонарушениях.

В сфере транспортных услуг проведено 4 проверки (3 плановых, 1 внеплановая), выявлено 3 нарушения законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. По фактам нарушений, выявленных при проведении проверок, возбуждено 3 дела об административных правонарушениях.

В сфере услуг связи проведено 17 проверок (все внеплановые), выявлено 10 нарушений законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. По фактам нарушений, выявленных при проведении проверок, возбуждено 10 дел об административных правонарушениях.

В сфере туристских услуг проведено 10 проверок (7 плановых и 3 внеплановых), выявлено 35 нарушений законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. По фактам нарушений, выявленных при проведении проверок, возбуждено 11 дел об административных правонарушениях.

По остальным направлениям контрольно-надзорной деятельности за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, результаты работы специалистов Управления и территориальных отделов выглядят следующим образом:

В сфере розничной торговли проведена 881 проверка (453 плановых, 428 внеплановых), выявлено 1586 нарушений законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. По фактам нарушений, выявленных при проведении проверок, возбуждено 1200 дел об административных правонарушениях.

В сфере общественного питания проведено 123 проверки (50 плановых, 73 внеплановых), выявлено 176 нарушений законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. По фактам нарушений, выявленных при проведении проверок, возбуждено 127 дел об административных правонарушениях.

В сфере бытового обслуживания населения проведено 89 проверок (57 плановых, 32 внеплановых), выявлено 150 нарушений законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. По фактам нарушений, выявленных при проведении проверок, возбуждено 84 дела об административных правонарушениях.

В сфере образовательных услуг проведено 52 проверки (32 плановых, 20 внеплановых), выявлено 30 нарушений законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. По фактам нарушений, выявленных при проведении проверок, возбуждено 31 дело об административных правонарушениях.

В сфере медицинских услуг проведено 48 проверок (44 плановых, 4 внеплановых), выявлено 99 нарушений законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. По фактам нарушений, выявленных при проведении проверок, возбуждено 58 дел об административных правонарушениях.

По прочим видам деятельности проведено 75 проверок (48 плановых, 27 внеплановых), выявлено 65 нарушений законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. По фактам нарушений, выявленных при проведении проверок, возбуждено 45 дел об административных правонарушениях.

Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области в 2013 году проводилась работа по выполнению требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности при производстве, ввозе или реализации товаров, содержащих информацию о классах энергетической эффективности или иную обязательную  информацию об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам в их маркировке, на их этикетках.

В обороте находились:

1)      лампы накаливания мощностью до 100ВТ в количестве 3585 штук на сумму 64609 рублей;

2)      лампы люминисцентные низкого давления в количестве 816 штук на сумму 88496 рублей.

С нарушением требований п.2 ст.10 закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» были выявлены электрические лампы накаливания мощностью 25 Вт SPOT E14K (производитель Венгрия) в количестве 12 единиц, электрические лампы накаливания «Camelion»LH11-30 RM (производитель Китай) в количестве 3 единиц. На упаковке отсутствовала информация о месте нахождения (адресе) и фирменное наименование изготовителя на русском языке. С нарушением осуществлялась продажа электрического триммера «Sturm» (производство Китай), на упаковке которого отсутствовала информация о классе энергоэффективности. За нарушение требований Закона РФ «О защите прав потребителей» предприниматели привлечены к административной ответственности по ст.14.5, ч.1 и по ст.9.16, ч.2 КоАП РФ с наложением штрафов в размере 3 тыс. руб. и соответственно 10 тыс. руб.

Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора)

Проведенная оценка эффективности государственного контроля (надзора) показала, что в 2013 году по сравнению с 2012 годом результаты по большинству анализируемых показателей улучшены или остались на уровне прошлого года.

Таким образом, по результатам проведения в 2013 году Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области государственного контроля (надзора) удалось сохранить санитарно-эпидемиологическую обстановку в Тамбовской области относительно благополучной.

В соответствии с Основными направлениями деятельности Роспотребнадзора и Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области на 2014 год планируется дальнейшее совершенствование деятельности по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности. В числе приоритетных задач предусматривается продолжение мониторинга оперативных показателей эффективности и результативности контрольно-надзорных мероприятий; повышение юридической грамотности специалистов, осуществляющих надзор; активизация деятельности при осуществлении надзора за исполнением требований технических регламентов; освоение новых методов лабораторно-инструментального контроля для обеспечения проверок в соответствии с современными требованиями; активизация работы с общественными объединениями и ассоциациями субъектов предпринимательской деятельности, направленной на предотвращение нарушений с их стороны.