Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области

О правовом регулировании сервисов по заказу услуг такси

Права и обязанности участников правоотношений, возникших при оказании услуг по перевозке пассажиров легковым такси, регулируются ГК РФ, Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее-Закон), постановлением Правительства РФ от 01 октября  2020 г. № 1586  «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования (с использованием любых средств связи), который потребитель может заключить непосредственно с водителем легкового такси или путем осуществления заказа услуги. Принятый к исполнению заказ Исполнитель обязан зарегистрировать в журнале регистрации с указанием информации: номер заказа, дата принятия заказа, дата выполнения заказа, место подачи легкового такси, марка такси, планируемое время подачи легкового такси.

Номер принятого к исполнению заказа сообщается Потребителю (пассажиру). По прибытии такси к месту его подачи Исполнитель должен сообщить местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя, и фактическое время подачи такси.

Плата за пользование легковым такси может определяться в виде фиксированной платы (независимо от фактического пробега такси и фактического времени пользования им) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования такси.

Фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты. В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

На передней панели легкового такси справа от водителя должна быть размещена следующая обязательная информация: полное или сокращенное наименование Исполнителя, адрес и номера контактных телефонов; тарифы и условия оплаты за пользование легковым такси; визитная карточка водителя с фотографией; номер выданного разрешения на осуществление деятельности по перевозке легковым такси, срок действия указанного разрешения, наименование органа, выдавшего указанное разрешение; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.      

Если услуга по перевозке пассажиров оказана ненадлежащим образом, необходимо, в первую очередь, обратиться в компанию с письменной претензией и на основании ст. 29 ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребовать возмещения понесенных расходов.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

В случае, когда компания игнорирует требования потребителя – необходимо обратиться в суд, так как спор о понуждении к определенным действиям, в том числе по взысканию убытков должен разрешаться исключительно в рамках гражданского судопроизводства (статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 17 Закона от 07.02.1991г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Положениями статьи 40 Закона о защите прав потребителей Роспотребнадзор наделен правом вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Дополнительную консультацию специалистов по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону: 8 (4752) 48-03-82.