В последние месяцы текущего года участились обращения потребителей в органы Роспотребнадзора, касающиеся вопросов осуществления деятельности маркетплейса Ozon. Некоторая часть данных жалоб вызвана отменой маркетплейсом Ozon заказов потребителей (в том числе приобретенным по скидкам, выгодным предложения и акциям) в одностороннем порядке и возвратом уплаченных денежных сумм.
2 ноября 2021 года на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (по ссылке https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=19528&sphrase_id=3795740) размещены рекомендации потребителям по защите своих прав в подобных ситуациях.
Так, в последние годы наблюдаются настойчивые попытки розничного бизнеса изменить ключевые правила взаимодействия с потребителем. Прежде всего это касается законодательного закрепления возможности отказать потребителю в продаже товара под действительным или мнимым предлогом. Связано это, прежде всего, с глобальной цифровизацией каналов продаж, усложнением логистики, появлением масштабного бизнеса, основанного на создании посреднических платформ (маркетплейсов), которые не хотят разделить риски и ответственность с продавцами.
Однако в новых Правилах продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, Роспотребнадзору удалось отстоять норму, согласно которой при продажах с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.
Также важно отметить, что в соответствии с требованиями ст.10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Когда товар заказан по цене, действующей на момент оформления заказа, продавец обязан исполнить такой договор. При этом факт оплаты товара не играет существенной роли, поскольку в данном случае имеет значение сам факт отклика покупателя приобрести предлагаемый к продаже товар.
В свою очередь согласно пункта 14 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, при покупке товаров в интернет-магазинах продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи после получения сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи. Такое подтверждение должно содержать номер заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.
В случае, если на сайте продавца или маркетплейса (владельца агрегатора в терминологии Закона РФ «О защите прав потребителей») произошел технический сбой, что привело к установлению недостоверных цен, данное обстоятельство не является основанием для одностороннего отказа от исполнения договора.
Так, в соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса РФ не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Обращаем внимание потребителей, что Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области в соответствии с взаимосвязанными положениями ст.47 ГПК РФ и ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей» Роспотребнадзор, в лице своего территориального органа, может быть привлечен судом или вступить в дело по Вашей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
Дополнительную консультацию специалистов по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону: 8 (4752) 48-03-82.