Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области

Итоги «горячей линии» по вопросам качества и безопасности детских товаров, по выбору новогодних подарков

Роспотребнадзором традиционно в преддверии Нового года проводится Всероссийская «горячая линия» по вопросам качества и безопасности детских товаров, выбора новогодних товаров. В текущем году работа линии стартовала с 7 декабря. В связи с большим количеством обращений было принято решение о продлении «горячей линии» по вопросам качества и безопасности детских товаров, выбора новогодних товаров до 21 декабря т.г.

За указанный период проведено 99 тематических консультирований по телефонам «горячей линии» по вопросам качества и безопасности детских товаров, выбора новогодних подарков.

Разъяснены правовые аспекты и даны ответы на все интересующие потребителей вопросы.

I ранговое место занимают вопросы по одежде и обуви - 19,19% ( 19 обращение).

По вопросам предоставления по требованию покупателя   товарно-сопроводительных документов на приобретенный товар; вопросы качества реализуемых товаров; возможность обмена качественного товара при снятии маркировочных ярлыков; о сроках обмена товара надлежащего качества.

II ранговое место занимают вопросы по   сладким подаркам с игрушками и без игрушек- 12,12% (12 обращений);

По вопросам доведения информации до потребителей, а именно:   право покупателя попросить у продавца документы, подтверждающие качество и безопасность на сладкий новогодний подарок и игрушки, входящий в его состав; что не может входить в состав новогодних подарков; как вернуть или обменять подарок в случае, если он оказался некачественным ( нарушена целостность упаковки); какую информацию продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя о товарах и их изготовителях.

III ранговое место занимают вопросы по игрушкам, электронным игрушкам (PSP, игровые приставки и т.д.)- 12,12% ( 11 обращений);

По вопросам доведения информации до потребителей, а именно какая информация должна быть на товаре и упаковке; порядок обмена товара надлежащего качества технически сложных товаров; какие должны передаваться покупателю документы при покупке технически сложных товаров; порядок и сроки обмена непродовольственного товара надлежащего качества; возможен ли обмен игрушки, если не понравилась ребенку и не была в употреблении; что делать, если игрушка с механическим повреждением.

В группу наиболее часто задаваемых вопросов входят следующие товары: по оказанию услуг аниматорами (в том числе "Дедами морозами" и "Снегурочками")- 10,10%( 10 обращений); иные вопросы – 9,09 % ( 9 обращений);по организации и проведению праздничных новогодних мероприятий в образовательных организациях для детей – 8,08% ( 8 обращений); по работе организаций отдыха детей и их оздоровления в период зимних новогодних каникул - 6,06% ( 6 обращений);вопросы о поездках в другие регионы (о безопасности в эпидемиологическом отношении, о соблюдении карантинных мероприятий по приезду, о необходимой медицинской документации в пути и по месту прибытия, пр.) – 5,05% ( 5 обращений); вопросы касающиеся дистанционной покупки детских товаров- 3,03% ( 3 обращения);

Меньше всего было задано вопросов по карнавальной одежде, новогодним костюмам – 2,02% ( 2 обращения); товарам для зимних видов спорта и развлечения ( лыжи, коньки, снегокаты, ледянки, тюбинги и пр.)-2,02% ( 2 обращения).               

Основными причинами обращений граждан было консультирование и разъяснение о правилах выбора гаджетов (планшеты, ноутбуки, компьютеры, интерактивные доски, электронные книги); о правилах выбора детских игрушек и игр; какая информация должна быть доведена до сведения потребителей на товаре и упаковке; о правилах безопасного использования игрушек, вопросы качества и безопасности реализуемой импортной одежды и обуви для детей, необходимые сведения о товаре, в том числе сведения об основных потребительских свойствах, порядок и сроки обмена товаров надлежащего качества.

Наиболее часто задаваемым вопросом является вопрос возврата некачественного детского товара и наличие необходимых документов, подтверждающих качество и безопасность детского ассортимента; порядок и сроки обмена непродовольственного товара надлежащего качества; о возможности организации и проведения праздничных новогодних мероприятий в образовательных организациях для детей; об ограничениях и запретах связанных с оказанием услуг аниматорами (в том числе "Дедами морозами" и "Снегурочками").

Основными причинами обращений граждан было консультирование и разъяснение о правилах выбора новогодних подарков, детских игрушек и игр; об обязательной информации на товаре и упаковке; об отсутствии информации о товаре на русском языке; о правилах безопасного использования игрушек, вопросы качества и безопасности реализуемой зарубежной одежды и обуви для детей, и об обязательной маркировке обуви средствами идентификации обувных товаров.

Кроме того, были даны разъяснения о правах потребителей и о механизме реализации этих прав закрепленных Законом РФ «О защите прав потребителей» и Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора) и муниципального контроля».

Также дано разъяснение потребителям в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы в целях защиты здоровья населения и нераспространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, поддержки и обеспечения законных интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, постановлением Правительства Российской Федерации № 438 от 03.04.2020г., что проведение внеплановых проверок возможно исключительно по основаниям причинения вреда или угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» разработаны три вида памяток для потребителей: «Что нужно знать при выборе новогодних подарков, детских игрушек», «Некоторые показатели безопасности обуви для детей и подростков» и «Что нужно знать при выборе карнавальных, новогодних костюмов». Распространены 2 памятки, в которых акцентировано внимание покупателей на основные моменты при покупке игрушек, детской одежды, карнавальных костюмов, а также их возврате в случае неудовлетворительного качества.