Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области

Рекомендации по приобретению (купле-продаже) мебели

Купля-продажа мебели регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года, а также «Правилами продажи отдельных видов товаров», утверждёнными Постановлением Правительства №55 от 19.01.1998 г..  

Большинство мебельных магазинов сегодня осуществляют свою деятельность посредством продажи товаров по образцам, т.е. продажи товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом  образцами товаров,   выставленными в месте продажи, либо дистанционным способом, то есть в соответствии с их описаниями, содержащимися в каталогах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров.

Когда Вы приобретаете мебель по образцам в магазине или по каталогам продавец обязан заключить с Вами соответствующий договор купли-продажи.

Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до Вашего сведения необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, и ознакомить с товарно-сопроводительной документацией на товар, если у Вас возникнет такое желание.

Информация в обязательном порядке должна со­держать:

- наименование товара;

- фирменное наименование и место нахождения изготовителя товара, место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на приня­тие претензий от покупателей;

- обозначение стандартов, обязательным требова­ниям которых должен соответствовать товар;

- сведения об основных потребительских свойствах товара;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товара (инструкция);

- гарантийный срок, если он установлен изготови­телем для конкретного товара;

- срок службы (он обязательно должен быть уста­новлен на следующие товары: диваны, кушетки, тахты, кресла - кровати, диваны - кровати, матрацы, шкафы, мебельные гарнитуры, наборы мебельных изделий);

- цену и условия приобретения товара.

- если приобретаемый покупателем товар был в упот­реблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

- об имеющихся в товаре недостатках продавец дол­жен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом),

- сведения о функциональном назначении;           

- сведения о материалах, из которых изготовлена мебель и которые использованы при ее отделке;

- сведения о способах, сроках, условиях доставки и передачи товара покупателю.

В соответствии со ст. 12 Закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию товаре, он впра­ве потребовать от продавца возмещения убытков, при­чиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков.

Образцы мебели, предлагаемые к продаже, должны быть выставлены в торговом зале таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к ним покупателей для осмотра. Сборка и доставка мебели осуществляются за от­дельную плату, если иное не установлено договором.

Мебель надлежащего качества (без недостатков) (мебельные гарнитуры и комплекты) не подлежит обме­ну или возврату в течение 14 дней (Постановление Пра­вительства РФ № 55 от 19.01.1998 г.).

В соответствии со ст. 18 Закона потребитель, в случае обнаружения недостатков в товаре (если они не были оговорены продавцом), по своему выбору вправе предъя­вить продавцу одно из следующих требований:

- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, ар­тикула) с соответствующим перерасчётом покупной це­ны;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- незамедлительного безвозмездного устранения не­достатков товара или возмещение расходов на их ис­правление потребителем или третьим лицом;

- расторжения договора купли-продажи с возвратом уплаченных денежных средств за товар.

По общему правилу, данные требования можно предъ­явить, если недостаток обнаружен в течение гарантий­ного срока. В этом случае Закон обязывает продавца принять товар ненадлежащего качества и в случае необ­ходимости провести проверку качества товара.

Проверка качества проводится самим продавцом или уполномоченной им организацией и не является экспер­тизой.

Если по результатам проверки качества между Про­давцом и потребителем возник спор о причинах возник­новения недостатков товара, Продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы (о чем дол­жен сообщить продавцу) и в случае несогласия с ее ре­зультатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если экспертиза установит, что недостатки мебели являются производственными, Продавец должен удовле­творить заявленное потребителем требование (например, заменить товар).

Если экспертиза установит, что недостатки мебели яв­ляются эксплуатационными, потребитель обязан воз­местить продавцу расходы на ее проведение. Экспертиза проводится аккредитованным экспертом, по результатам экспертизы оформляется экспертное заключение.

При этом установление гарантийного срока изготовителем (исполнителем) является его пра­вом, а не обязанностью.  

Если гарантийный срок не был установлен или уже ис­тек (но с момента покупки не прошло двух лет), то по­требитель не лишается права предъявить одно из ука­занных выше требований. Отличие состоит в том, что бремя доказывания того, что недостатки в мебели являются производственными, лежит на потребителе. То есть, если потребитель при обращении к продавцу не получил удовлетворения своего требования, то он должен за свой счёт провести экспертизу качества данной мебели.

Для удовлетворения любого из указанных выше требований необходимо обратиться к Продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, с чётко сформулированными требованиями и зафиксировать факт ее вручения (отправки).

В случае, если Ваши требования не будут удовлетворены в претензионном (досудебном) порядке,  потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением в защиту своих прав.