Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области

Две недели на охлаждение

С 1 января 2018 года называемый «период охлаждения», в течение которого можно отказаться от купленной страховки и вернуть себе - полностью или частично - потраченные средства, увеличен до 14 дней. Это сделано по согласно указанию Банка России. Ранее аннулировать страховку можно было в течение 5 дней.

Начнем с истории. Период охлаждениясроком в 5 дней былвведен летом 2016 года,он появился какособая мера защитыпотребителей финансовыхуслуг,которыев большом количестве жаловались регулятору на «неправильное», мягкоговоря,поведение страховыхкомпаний. Тогда более четверти всех обращений граждан по поводу ОСАГО в Банк России составляли жалобы на то,чтостраховщики при попытке оформить полис автогражданки навязывали клиентам «добровольное» страхование жизни и здоровья либо страхование от несчастного случая. Вернуть ненужную страховку человек не мог, так как это не было предусмотрено договором. В случае несогласия клиента страховой агент отказывался оформлять ОСАГО под предлогом «отсутствия бланков» или «сбоя системы».

Банк России встал на защиту граждан и специальным указанием обязал страховщиков включать в свои правила и договоры период охлаждения, в течение которого гражданин вправе отказаться от навязанной услуги и вернуть потраченные средства. За полтора годаэтот инструмент показалсвоюэффективность.Благодаря периоду охлаждения количество жалоб на навязывание дополнительных услуг снизилось почти втрое. И вот теперь срок периода охлаждения увеличен до 14 дней.

Как отмечает управляющий Отделениум по Тамбовской  области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Михаил Носенков, «две недели - универсальный срок для защиты прав потребителей, законодательно установленный для досрочного возврата товара и суммы потребительского кредита». Теперь такой же срок распространяется и на «покупку» страховки. То есть, если вы приобрели ненужный страховой полис, у вас есть две недели на раздумья и расторжение договора. Период охлаждения начинается со дня заключения договора страхования и не зависит от уплаты или полноты страхового взноса.

Что же попадает под действие периода охлаждения? Это наиболее популярные виды страхования: каско, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, ДМС для российскихграждан страхование жизни, страхование от несчастного случая, гражданская ответственность перед третьими лицами, страхование финансовых рисков.

Однако,он не действует при оформлении ДМС работающими в России иностранными гражданами и лицами без гражданства, страховании выезжающих за рубеж, страховании профессиональной ответственности (нотариусов, адвокатов, оценщиков и других), а также при оформлении «Зеленой карты».

Для отказа от страховки необходимо в течение 14 дней написать соответствующее заявление в страховую компанию, указав свои банковские реквизиты. Вместе с заявлением следует предоставить оригинал договора страхования и квитанцию об оплате.В течение 10 дней страховщик обязан рассмотреть заявление и вернуть средства (при условии, что за время с момента заключения договора не было страхового случая).Если договор не вступил в силу, то компания обязана вернуть уплаченные деньги в полном объеме. Если действие договора уже началось, то страховщик вправе удержать часть средств пропорционально количеству дней, прошедших с начала его действия.

Врез:Эксперты советуют оценить, точно ли вам не нужна добровольная страховка. В случае потребительского кредита отказ от нее может повлечь повышение процентов по кредиту.