Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области

О деятельности по контролю за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза за 9 месяцев 2014 года

В соответствии с действующим федеральным законодательством Российской Федерации в области технического регулирования, а также постановлениями Правительства Российской Федерации, принятыми в рамках реализации законодательства Таможенного союза, Федеральная служба Роспотребнадзора определена уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований 4-х национальных технических регламентов и 18-ти технических регламентов Таможенного союза:

- Технические регламенты Российской Федерации:

1. Технический регламент на молоко и молочную продукцию (Федеральный закон от 12 июня 2008 № 88-ФЗ);

2. Технический регламент на масложировую продукцию (Федеральный закон от 24 июня 2008 № 90-ФЗ);

3. Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (Федеральный закон от 27 октября 2008 № 178-ФЗ);

4. Технический регламент на табачную продукцию (Федеральный закон от 22 декабря 2008 № 268-ФЗ)

- Технические регламенты Таможенного союза:

1. Технический регламент ТС «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза 16 августа 2011 г. N 768) (вступил в силу с 1 июля 2012г.);

2. Технический регламент ТС «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 769) (вступил в силу с 1 июля 2012г.);

3. Технический регламент ТС «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 797) (вступил в силу с 1 июля 2012г.);

4. Технический регламент ТС «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798) (вступил в силу с 1 июля 2012 г.);

5. Технический регламент ТС «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 799) (вступил в силу с 1 июля 2012 г.);

6. Технический регламент ТС «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823) (вступил в силу с 15 февраля 2013 г.);

7. Технический регламент ТС «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 874) (вступил в силу с 1 июля 2013 г.);

8. Технический регламент ТС «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 876) (вступил в силу с 1 июля 2012 г.);

9. Технический регламент ТС «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878) (вступил в силу с 1 июня 2012 г.);

10. Технический регламент ТС «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880) (вступил в силу с 1 июля 2013 г.);

11. Технический регламент ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТС ТР ТС 022/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881) (вступил в силу с 1 июля 2013 г.);

12. Технический регламент ТС «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (ТР ТС 023/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 882) (вступил в силу с 1 июля 2013 г.);

13. Технический регламент ТС «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 883) (вступил в силу с 1 июля 2013 г.;

14. Технический регламент ТС «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» (ТР ТС 027/2012) (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 34) (вступил в силу с 1 июля 2013 г.);

15. Технический регламент ТС «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012) (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 58) (вступил силу с 1 июля 2013 г.);

16. Технический регламент ТС «О безопасности молока и молочной продукции (ТР ТС 033/2013) (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013г. № 67) (вступил в силу с 1 мая 2014 года);

17. Технический регламент ТС «О безопасности мяса и мясной продукции (ТР ТС 034/2013) (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013г. № 68) (вступил в силу с 1 мая 2014 года).

18. Технический регламент ТС «О безопасности мебельной продукции» (ТР ТС 025/2012) (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012г. № 32) (вступил в силу с 1 июля 2014 года);

Государственный надзор (контроль) за соблюдением требований технических регламентов Российской Федерации и технических регламентов Таможенного союза обеспечивается Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области в рамках осуществляемого федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

За период 9 месяцев 2014 года специалистами Управления в целях осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза было в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ была проведена 941 проверка в отношении хозяйствующих субъектов (ЮЛ, ИП), деятельность которых связана с производством и оборотом подконтрольной продукции, являющейся объектами технического регулирования, в том числе плановых проверок - 681 (или 72,4% от всех проверок за соблюдением требований ТР ТС); внеплановых - 260 проверок (или 27,6%); всего было проверено 1415 объектов (мест осуществления деятельности субъекта надзора).

В ходе надзорных мероприятий проверялось соответствие продукции и связанных с ней процессов (процессов производства, хранения, транспортировки, реализации, утилизации продукции) требованиям, предъявляемыми техническими регламентами Таможенного союза, в том числе (примечание: выборочно по отдельным ТР ТС):

- в рамках контроля за соблюдением требований ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» было проведено 612 проверок (плановых и внеплановых); проверено 985 объектов контроля;

- в рамках контроля за соблюдением требований ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» было проведено 310 проверок (плановых и внеплановых); проверено 428 объектов контроля;

- в рамках контроля за соблюдением требований ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» было проведено 75 проверок (плановых и внеплановых); проверено 98 объектов контроля;

- в рамках контроля за соблюдением требований ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» было проведено 42 проверки (все проверки - плановые); проверено 54 объекта контроля;

- в рамках контроля за соблюдением требований ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек» была проведена 21 проверка (все проверки - плановые); проверено 36 объектов контроля;

- в рамках контроля за соблюдением требований ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» было проведено 34 проверки (плановых и внеплановых); проверено 36 объектов контроля;

- в рамках контроля за соблюдением требований ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» было проведено 28 проверок (плановых и внеплановых); проверено 28 объектов контроля;

- в рамках контроля за соблюдением требований ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» было проведено 4 проверки (все проверки - плановые); проверено 4 объекта контроля.

Нарушения требований ТР ТС были установлены в ходе проведения 189 проверок (в 20% случаев всех проверок по контролю ТР ТС); общее количество выявленных нарушений составило 278 нарушений, в том числе в отношении требований к продукции - 110 нарушений, в отношении требований к процессам - 168 нарушений.

Выявленные нарушения требований ТР ТС к продукции были в основном связаны с нарушением требований к маркировке (всего 92 нарушения или 83,6% от всех нарушений требований к продукции), в том числе в части порядка и объема сведений о продукции - 75 нарушений; в части достоверности сведений о продукции (подконтрольном товаре), ее изготовителе - 17 нарушений.

Выявленные нарушения к процессам были связаны с нарушением требований к процессам производства, транспортировки, хранения и реализации продукции, являющейся объектом технического регулирования, которые установлены в отдельных технических регламентах Таможенного союза (например: в ТР ТС 021/2011), а также в нормативных документах национального законодательства Российской Федерации (в том числе в санитарных правилах и т.п.), отсылка на которые имеется в нормативно-правовых положениях соответствующих разделов технических регламентов, в которых установлены требования к процессам, а также которые содержатся в утвержденных перечнях стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов.

Чаще всего нарушения выявлялись при проведении проверок за соблюдением требований следующих ТР ТС:

- ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» - в 73,5% случаев от всех проведенных проверок за соблюдением требований указанного ТР ТС;

- ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» - в 23% случаев от всех проведенных проверок за соблюдением требований указанных ТР ТС;

- ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек» - в 14,3 % случаев от всех проведенных проверок за соблюдением требований указанного ТР ТС;

- ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» - в 4% случаев от всех проведенных проверок за соблюдением требований указанного ТР ТС;

По фактам выявленных нарушений требований ТР ТС было возбуждено 250 дел об административных правонарушениях с составлением протоколов об административных правонарушениях, в том числе по составам, предусмотренным частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ - 33 протокола; частью 2 статьи 14.43 - 6 протоколов; частью 1 статьи 14.46 - 1 протокол (протоколы по ст.14.43., ст. 14.46 составляют 16% от всех протоколов, составленных за нарушения требований ТР ТС). Административные составы, предусмотренные ст.14.44., ст. 14.45., ст.19.5.ч.15., ст.19.33. КоАП РФ в отчетный период 2014 года не применялись.

Учитывая то обстоятельство, что одной из главных целей разработки и принятия технических регламентов является: обеспечение защиты жизни и (или) здоровья человека, окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также то, что нарушения, выявляемые в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением требований в области технического регулирования, в целом ряде случаев являлись одновременно нарушениями действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства Российской Федерации по защите прав потребителей, в первую очередь, это касается выявляемых нарушений обязательных требований к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации отдельных видов подконтрольной продукции; требований, устанавливающих право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, административная практика, связанная с использованием составов административных правонарушений при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о техническом регулировании в отчетный период 9 месяцев 2014 года предусматривала применение целого ряда других составов административных правонарушений в соответствии с КоАП РФ, в том числе таких как: ст.6.3., ст.6.4., ст.6.5., ст. 14.4.ч.1., ст.14.7, ст. 14.8.ч.1., ст. 15.12.ч.1.ч.2., ст.19.5.ч.15 и др.

За нарушения требований ТР ТС в отчетный период было наложено 216 административных штрафов на общую сумму 675,0 тыс. рублей (примечание: по административным делам из числа рассмотренных в отчетный период 9 месяцев 2014 года, по которым выносились решения о назначении административного наказания).

В 29 случаях судебными органами, в которых рассматривались административные дела, выносились решения о назначении административного наказания в виде штрафа с конфискацией продукции; общая сумма конфискованной продукции - 46 тыс.рублей (примечание: 22 случая конфискации были связаны с продукцией легкой промышленности на общую сумму 38 тыс.рублей; в 7 случаях конфискация была связана с пищевой продукция на общую сумму 8 тыс.рублей, не отвечающей требованиям ТР ТС по маркировке).

Кроме того, с целью устранения выявленных нарушений по результатам проверок выдавались предписания о прекращении реализации продукции, не отвечающей требованиям технических регламентов (5), принимались постановления об утилизации (уничтожении) продукции (5).

В рамках осуществляемого государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза 341 проверка была проведена с привлечением экспертных организаций, лабораторных и инструментальных методов исследования.

На соответствие требованиям действующих технических регламентов Таможенного союза было исследовано всего 691 проба (образец) пищевой продукции, 50 образцов непродовольственных товаров, являющихся объектами технического регулирования; выполнено 3122 исследования в подконтрольных товарах, из них по регламентированным органолептическим показателям - 71 исследование, по санитарно-химическим показателям - 926 исследований, по микробиологическим показателям - 2069 исследований, по паразитологическим показателям - 18 исследований, определение ГМО - 11 исследований, по радиологическим показателям - 22 исследования, по физическим факторам - 5 исследований.

В рамках контроля пищевой продукции было выполнено 2793 исследования, в том числе на соответствие:

- ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»: всего выполнено 2662 исследования (95,3% от всех исследований пищевой продукции);

- ТР ТС 023/2011 « Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»: всего выполнено 80 исследований (2,9%);

- ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию»: всего выполнено 10 исследований (0,35%);

- ТР ТС029/2011 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»: всего выполнено 36 исследований (1,3%);

- ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»: всего выполнено 5 исследований (0,2%).

По результатам проведенных испытаний все исследования пищевых продуктов соответствовали нормативам, установленным в ТР ТС.

В рамках контроля непродовольственных товаров было выполнено 329 исследований, в том числе на соответствие:

- ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»: всего выполнено 81 исследование (24,6% от всех исследований непродовольственных товаров);

- ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»: всего выполнено 76 исследований (23,1%);

- ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек»: всего выполнено 110 исследований (33,4%);

- ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»: всего выполнено 11 исследований (3,3%);

- ТР ТС 017/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»: всего выполнено 51 исследование (15,5%).

По результатам проведенных испытаний все исследования непродовольственных товаров соответствовали нормативам, установленным в ТР ТС.

В структуре исследований подконтрольных товаров преобладают микробиологические, санитарно-химические и органолептические исследования, на которые приходится 98,2% всех проведенных исследований на соответствие требованиям ТР ТС.