Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области

Результаты надзора в сфере защиты прав потребителей за первое полугодие 2021 года

В 1 полугодии 2021 года в Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области поступило 1712 обращений (1 полугодие 2020 г. – 1696 обращений), что на 16 (на 0,9%) обращений больше, чем за аналогичный период 2020 года.

Из общего количества поступивших обращений, по вопросам защиты прав потребителей поступило 737 обращений (43% от общего числа). За аналогичный период 2020г – 532 (31,5% от общего числа).

В структуре обращений на нарушения прав потребителей ведущее место занимают обращения на нарушения в сфере розничной торговли – 351 - 51%, из них 160 обращений (46%) приходятся на нарушения при осуществлении торговли продовольственными товарами и 191 (54%) на нарушения при продаже непродовольственных товаров.

Обращения в сфере розничной торговли продовольственными товарами  связан с большим количеством обращений в электронном виде, без авторизации на нарушения правил торговли (отсутствие ценников, установленной информации и др. ),  на нарушения 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Что касается обращений граждан в сфере розничной торговли непродовольственными товарами – то в большинстве своем, это жалобы на  реализацию технически сложных товаров  ненадлежащего качества, на  отказ в удовлетворении законных требований на расторжение договора или замену некачественного товара; на нарушение продавцами сроков, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей. Характер обращений так же в большинстве однотипный: требования имущественного содержания (возврат денежных средств, требования об уплате неустойки и  морального вреда),  отказ (уклонение) продавца  от рассмотрения заявленных имущественных требований потребителя и др..  По данной группе обращений потребителям давалась подробная консультация по реализации механизма  привлечения соответствующих субъектов к гражданско-правовой имущественной ответственности за нарушение прав потребителей. По данному направлению сотрудники Управления тесно сотрудничали с Консультационным центром ФБУЗ. Потребителя была оказана помощь гражданско-правового характера.  

По вопросам нарушений в сфере оказания услуг рассмотрено 337 - 49% обращений.

Из этой группы обращений наиболее частыми были проблемы оказания услуг связи – 138 - 41% (2020 г – 54 или 30%), услуг финансовых организаций - 34 - 10% (2020 г – 36 или 18 %),   услуг ЖКХ – 29 - 9% (2020 г – 19 или 11%), бытовых услуг – 25 -7% (2020 г – 21или 12%),, платных медицинских и услуг по организации и проведению культурно-массовых мероприятий – по 19 (по 6%).

Необходимо отметить, что поскольку ключевая роль в деле защиты потребительских прав граждан Законом «О защите прав потребителей» отводится судебной системе, одним из важнейших остается раздел работы, посвященный судебной защите прав потребителей.

Одной из форм судебной защиты прав потребителей со стороны Управления является  вступление в судебный процесс для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей на основании и в порядке, установленном ст. 47 ГПК РФ и ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Всего за 6 мес 2021 г  Управлением было дано 41 заключение в судах . Причем все требования потребителей, по таким делам, удовлетворены судами полностью или частично.

Присуждено денежных средств в пользу потребителей – более 4,2 млн.  руб., из них  компенсация морального вреда - около 85 тыс. руб.

Удельный вес судебных решений, вынесенных в пользу потребителей, по результатам участия в судах в целях дачи заключения по делу составил – 100 %. (аналогично  периоду 2020г ).

За 1 полугодие 2021г. всего в суды было в общей сложности направлено  16 исковых заявлений в защиту прав потребителей.

Удельный вес удовлетворенных исков поданных в защиту прав потребителей от их общего числа, рассмотренных судами  составляет  – 100  %., аналогично периоду 2020г.

На электронном ресурсе «Государственный информационный ресурс в сфере зашиты прав потребителей» http://zpp.rospotrebnadzor.ru  вниманию гражданам предоставляется информация о ситуации на рынке, о правах в отдельных сферах, о механизмах защиты прав потребителей. В открытом доступе публикуется обширная база статистической, правовой, аналитической, методической информации, необходимой как для рядового потребителя, так и для специалиста в области защиты прав потребителей.