Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области

О реализации технических регламентов Таможенного союза, регулирующих отношения в сфере обеспечения качества и безопасности пищевой продукции

В период 2011 - 2012 годов решениями Комиссии Таможенного союза и Совета ЕвразЭК был принят целый ряд технических регламентов Таможенного союза в области обеспечения безопасности пищевых продуктов, которые вступили в силу с 1 июля 2013 года, в том числе такие как:

- Технический регламент ТС «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880) (вступил в силу с 1 июля 2013 г.);

- Технический регламент ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТС ТР ТС 022/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881) (вступил в силу с 1 июля 2013 г.);

- Технический регламент ТС «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (ТР ТС 023/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 882) (вступил в силу с 1 июля 2013 г.);

- Технический регламент ТС «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 883) (вступил в силу с 1 июля 2013 г.;

- Технический регламент ТС «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» (ТР ТС 027/2012) (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 34) (вступил в силу с 1 июля 2013 г.);

- Технический регламент ТС «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012) (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 58) (вступил силу с 1 июля 2013 г.).

Также, в конце 2013 года были приняты технические регламенты, которые вступили в силу с 1 мая 2014 года:

- Технический регламент «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013г. № 67) (вступил в силу с 1 мая 2014 года);

- Технический регламент «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013) (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013г. № 68) (вступил в силу с 1 мая 2014 года);

Особенностью вступления в силу всех названных выше технических регламентов является наличие переходных периодов, суть которых заключается в следующем:

- со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или национальным законодательством государств - членов Таможенного союза, не допускается;

- документы об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, выданные до дня вступления силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее даты окончания установленного переходного периода;

- до даты окончания переходного периода допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или национальным законодательством государств - членов Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции названным обязательным требованиям, выданным или принятым до дня вступления силу Технического регламента;

- обращение продукции, выпущенной в период действия документы об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, выданным до дня вступления силу Технического регламента, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Срок окончания переходного периода по большинству технических регламентов Таможенного союза в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, в том числе таких как ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевых продуктов», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части маркировки», установлен до 15 февраля 2015 года.

Для технических регламентов ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» срок окончания переходных периодов вступления в их силу установлен до 31.12.2015г.

Учитывая данное обстоятельство актуальным на сегодняшний день вопросом является проведение местными предприятиями - изготовителями пищевых продуктов работы, связанной с переоформлением ранее выданных или принятых документов об оценке (подтверждению) соответствия продукции обязательным требованиям нормативных документов, на документы, подтверждающие соответствие выпускаемой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.

ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевых продуктов» установлены следующие формы оценки (подтверждения) соответствии пищевой продукции:

- декларирование соответствия пищевой продукции;

- государственная регистрация специализированной пищевой продукции (ст.24 ТР ТС) и пищевой продукции нового вида;

- ветеринарно-санитарная экспертиза.

При этом, основной формой оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции является декларирование соответствия.

Техническим регламентом Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевых продуктов» определен новый порядок и перечень пищевой продукции, подлежащей государственной регистрации.

Так, с 1 июля 2013 года государственной регистрации подлежит:

1) пищевая продукция для детского питания, в том числе вода питьевая для детского питания;

2) пищевая продукция для диетического, лечебного и диетического профилактического питания;

3) минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией свыше 1 мг/дм3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм;

4) пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин;

5) биологически активные добавки к пище (БАД);

6) пищевая продукция нового вида.

Решением Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 № 880 до 15 февраля 2015 года предусмотрена также государственная регистрация природной столовой минеральной воды, бутилированной питьевой воды, расфасованной в емкости; тонизирующих напитков, пищевых добавок, комплексных пищевых добавок, ароматизаторов, растительных экстрактов в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, стартовых культур микроорганизмов и бактериальных заквасок, технологических вспомогательных средств, в том числе ферментных препаратов; пищевых продуктов, полученных с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, в том числе генетически модифицированные организмы.

Порядок государственной регистрации специализированной пищевой продукции определен статьей 25 технического регламента «О безопасности пищевой продукции»

В соответствии с указанным порядком при государственной регистрации продукции заявителем представляются, в том числе документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям, установленным техническим регламентом «О безопасности пищевой продукции», а также требованиям технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Анализ осуществляемого Управлением надзора в сфере обеспечения качества и безопасности пищевой продукции на местных предприятиях пищевых отраслей промышленности свидетельствует о том, что в большинстве случаев указанными предприятиями обеспечивается соблюдение обязательных требований к качеству и безопасности выпускаемой продукции.

Вместе с тем, наличие выявляемых в ходе проверок множественных нарушений санитарно-эпидемиологических требований к условиям производства пищевой продукции свидетельствует о наличии определенных рисков в данной сфере деятельности пищевых предприятий.

Во многом эти риски связаны с нарушениями в санитарно-техническом состоянии производственных зданий и помещений; использованием морально устаревшего и изношенного производственно-технологического оборудования; нарушениями в организации и осуществлении производственного контроля за качеством и безопасностью выпускаемой пищевой продукции; а также человеческим фактором, связанным с несоблюдением требований к личной гигиене персонала предприятий.

В системе организации контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, наряду с государственным надзором, важное значение имеет ведомственный производственный контроль.

При этом, роль организации и проведения ведомственного производственного контроля, осуществляемого предприятиями-изготовителями путем контроля продовольственного сырья по ходу технологической цепи и конечного продукта, когда качество и безопасность пищевых продуктов гарантируется предприятиями-изготовителями, в современных условиях приобретает все более главенствующее место.

Вместе с тем, по информации, предоставленной ФБУ «Тамбовский ЦСМ», только 108 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, функционирующих на территории области, имеют в своем составе ведомственные лаборатории. При этом, по данным на текущий период 2014 года оценку состояния измерений (аттестацию) прошла только 51 ведомственная лаборатория. Кроме того, номенклатура видов исследований, проводимых данными лабораториями, достаточно ограничена и практически не включает в себя проведение исследований по регламентированным показателям безопасности пищевых продуктов.

В условиях отсутствия собственной производственной базы на предприятиях пищевой отрасли к осуществлению производственного контроля на договорных началах привлекаются сторонние организации, имеющие в своей структуре испытательные лаборатории (испытательные лабораторные центры), аккредитованные в установленном порядке, в том числе таких организаций как: АИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» (включая филиалы ФБУЗ), ФБУ «Тамбовский ЦСМ», ИЛЦ при ТОГУ «Тамбовская областная ветеринарная лаборатория», ИЛ ФГУ «Россельхозцентр», ИЛ ФГУ «Государственный центр агрохимической службы «Тамбовский», ИЛЦ ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет».

Однако, как показывает анализ деятельности этих организаций (в т.ч. количество заключенных договоров, объем и виды выполненных исследований в рамках производственного контроля), потенциал указанных лабораторий используется крайне недостаточно.

Общая оценка ситуации, связанной с организацией и проведением ведомственного производственного контроля на предприятиях пищевой промышленности, свидетельствует о его недостаточно высоком уровне.

На современном этапе, с учетом требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в условиях, когда проводится широкая работа по гармонизации регламентированных показателей качества и безопасности пищевых продуктов с международными требованиями, актуальным становится проблема совершенствования системы ведомственного производственного контроля, освоения на пищевых предприятиях, и в первую очередь на предприятиях пищевых отраслей промышленности, современных методов менеджмента качества и безопасности посредством разработки и внедрения систем менеджмента качества и безопасности пищевой продукции в соответствии с международными стандартами.

Статьей 10 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» установлена обязанность изготовителя пищевой продукции по разработке, внедрению и поддержанию процедур, основанных на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analyisis and Critical Control Points - анализ рисков и критические контрольные точки).

В свою очередь, основные принципы разработки системы ХАССП определены ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования».

Согласно главе 3 указанного национального стандарта система ХАССП должна разрабатываться с учетом семи основных принципов:

1. Идентификация потенциального риска или рисков (опасных факторов), которые сопряжены с производством продуктов питания, начиная с получения сырья (разведения и выращивания) до конечного потребления, включая все стадии жизненного цикла продукции (обработку, переработку, хранение и реализацию) с целью выявления условий возникновения потенциального риска (рисков) и установления необходимых мер для их контроля;

2. Выявление критических контрольных точек в производстве для устранения (минимизации) риска или возможности его появления, при этом рассматриваемые операции производства пищевых продуктов могут охватывать поставку сырья, подбор ингредиентов, переработку, хранение, транспортирование, складирование и реализацию;

3. В документах системы ХАССП или технологических инструкциях следует установить и соблюдать предельные значения параметров для подтверждения того, что критическая контрольная точка находится под контролем;

4. Разработка системы мониторинга, позволяющая обеспечить контроль критических контрольных точек на основе планируемых мер или наблюдений;

5. Разработка корректирующих действий и применение их в случае отрицательных результатов мониторинга;

6. Разработка процедур проверки, которые должны регулярно проводиться для обеспечения эффективности функционирования системы ХАССП;

7. Документирование всех процедур системы, форм и способов регистрации данных, относящихся к системе ХАССП.

При этом, следует учитывать, что критические контрольные точки являются базой для управления рисками безопасности пищевых продуктов и при их определении необходимо предусмотреть все потенциальные риски, отсутствие контроля которых может привести к причинению вреда здоровью потребителя.

Выполнение этих требований является обязанностью производителя согласно статье 11 ТР ТС 021/2011.

В связи с этим, следует напомнить, что за несоблюдение производителем пищевой продукции требований ТР ТС 021/2011 установлена административная ответственность в соответствии с ч.ч. 1-3 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа до 1 млн. рублей или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Согласно информации, предоставленной ФБУ «Тамбовский ЦСМ», только рядом отдельных предприятий Тамбовской области к настоящему времени разработана и внедрена система менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП) (предварительные сведения: СМБПП разработана на 5 предприятиях; разрабатывается на 2-х предприятиях).

С учетом данных обстоятельств актуальным вопросом для местных предприятий пищевых отраслей промышленности является внедрение современных методов менеджмента качества и безопасности посредством разработки и внедрения систем менеджмента качества и безопасности пищевой продукции в соответствии с международными стандартами.